Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ??????? ?????? ?????????? ??????????? ???? ???
Home

Основные направления качественного развития кораблей, вооружения и военной техники ВМФ

Игорь Григорьевич Захаров
доктор технических наук, профессор
начальник 1 ЦНИИ МО РФ

Создание Военно-Морского Флота России и его совершенствование неразрывно связаны с формированием российской государственности. Флот являлся и является сегодня важнейшим фактором приобщения нашей страны к достижениям мировой цивилизации в торговле, экономике и культуре.

К началу последнего десятилетия прошедшего века отечественная судостроительная промышленность представляла собой мощный и сложный комплекс научно-исследовательских, проектных, судостроительных, приборостроительных и машиностроительных предприятий, способных в тесной кооперации с предприятиями других отраслей промышленности создавать любые типы кораблей, судов и морских сооружений. При полной загрузке своих мощностей отрасль была в состоянии обеспечить годовой выпуск кораблей для ВМФ общим водоизмещением около 200 тыс. т., судов и плавсооружений для народного хозяйства общим водоизмещением до 700-900 тыс. т., в том числе на экспорт. Уровень судостроения СССР в целом отвечал мировому уровню за исключением производства радиоэлектроники и отдельных комплектующих изделий, что было обусловлено отставанием в производстве элементной базы и неметаллических материалов.

Происшедшие с 1991 года в нашей стране экономические изменения оказали разрушающее воздействие как на Военно-Морской Флот, так и на состояние отечественной судостроительной промышленности. При этом вскрылись накапливавшиеся долгие годы проблемы, решение которых не удалось обеспечить к этому времени. Это прежде всего недостаточное развитие систем базирования, ремонта и эксплуатации кораблей. Длительное время втягиваясь в гонку вооружений с гораздо более сильными в экономическом отношении соперниками, мы были вынуждены отдавать приоритет боевым кораблям, оставляя без должного внимания проблемы развития инфраструктуры флота. Сегодня неудовлетворительное состояние системы базирования многократно усугубляется отсутствием нормального финансирования и увеличением среднего возраста боевых кораблей, требующих все больших затрат на их эксплуатацию. Не улучшает ситуацию и проблема утилизации атомных подводных лодок, выводящихся из состава ВМФ.

Другим серьезным фактором, отрицательно влияющим на боеспособность нашего флота, является значительное и все возрастающее отставание в области радиоэлектронных средств. Это находит свое выражение в необеспеченности целеуказания корабельному оружию, недостаточно высоких темпах освоения современных технологий при создании перспективных средств получения и обработки информации, передачи данных, завышенных массогабаритных характеристиках образцов.

В то же время, начало последнего десятилетия ХХ века характеризовалось интенсивными изменениями практически во всех областях деятельности, так или иначе влияющих на состояние и развитие военных флотов мира в целом. Прекратилось глобальное противостояние двух политических систем, однако на смену этой военной опасности пришли локальные конфликты, возникли региональные очаги напряженности. Заметно изменилась экономическая ситуация. В результате изменения политической обстановки и экономических затруднений подверглись сокращению корабельный состав наиболее крупных флотов и планы их строительства. Наряду с этим наблюдается экономическое оживление в странах третьего мира, прежде всего, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Наступившая разрядка напряженности привела к изменению стратегической направленности развития флотов основных морских государств, заключающемуся в отказе от ориентации крупных военных флотов на участие в глобальной ракетно-ядерной войне и их приоритетном развитии в интересах ведения локальных или обычных масштабных войн, как правило, на блоковой основе. При этом, все отчетливее проявляется тенденция в перенацеливании ударных сил флота с морских на наземные цели.

Определяющими в развитии современных кораблей становятся их способности взаимодействовать с другими видами Вооруженных сил своей страны и стран-союзников, массированно применять высокоточное оружие, использовать современные информационные средства и системы, обладать высокой скрытностью (прежде всего, по акустическому полю подводных лодок и в верхней полусфере надводных кораблей), защищенностью от средств воздушного нападения и боевой устойчивостью. На первый план выдвигаются также вопросы эксплуатационной живучести.

Основу Военно-Морского Флота составляют боевые корабли. Вместе с устанавливаемыми на них оружием, вооружением, техническими средствами и системами боевого управления они представляют собой сложные организационно-технические боевые системы, объединяемые в силы ВМФ, являющийся наиболее сложным в военно-техническом отношении видом Вооруженных сил. Его создание требует длительного времени, привлечения большого числа научных и конструкторских организаций, промышленных предприятий различных отраслей промышленности. При этом одним из основных вопросов становится проблема выбора оптимального направления в строительстве корабельного состава флота и обеспечение эффективного использования выделяемых для этого средств.

Ведущей научно-исследовательской организацией Министерства Обороны России, обеспечивающей научное обоснование широкого круга задач, связанных с созданием боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ всех классов является 1 Центральный Научно-исследовательский Институт военного кораблестроения. В Институте накоплен и обобщен опыт создания боевых кораблей и вспомогательных судов как отечественного, так и зарубежных флотов основных морских государств. Выработаны основные принципы и подходы к определению перспективных направлений развития кораблей различных классов, созданы критерии и методики, позволяющие обосновывать требования к перспективным кораблям и конкретным техническим решениям, определять направления разработки передовых технологий. В последние годы, в связи с кардинальным изменением экономического положения в стране, а также с общими тенденциями мирового процесса, о которых уже говорилось в начале, 1 ЦНИИ ведется большая работа по выявлению современных тенденций развития боевых кораблей и выработке предложений по формированию корабельного состава ВМФ России.

Традиционно в основу критериев обоснования облика Военно-Морского Флота в рамках военных исследований закладывалась необходимость удовлетворения потребностей флота при решении возлагавшихся на него боевых задач. При этом учитывались также достигнутые научно-технический уровень и возможности производства. Вопросам экономического характера, как правило, отводилась второстепенная роль. Результатом применения такой системы критериев явилось стремление обеспечить как можно более убедительное превосходство над вероятным противником. Причем, там, где это превосходство не удавалось достигнуть за счет новых прогрессивных технических решений, задача решалась путем экстенсивного наращивания количественной составляющей.

Сегодня, в условиях фиксированных и жестко ограниченных ассигнований, система критериальных оценок существенно изменилась. В ее основу положен принцип многокритериальности. Этот принцип объединяет в систему взаимоувязанных критериев на паритетной основе традиционный подход, отражающий уровень решения стоящих перед ВМФ задач, с другими частными критериями, получившими актуальность в последнее время. Эти критерии опираются на анализ экономических показателей применительно к Военно-Морскому Флоту на макроэкономическом уровне, показатели эффективности использования средств предприятиями промышленности, сравнительный анализ родственных показателей ряда зарубежных морских государств и ряд других значимых факторов. Получаемые в результате рассмотрения этих частных критериальных оценок противоречия разрешаются на основе многокритериальной оптимизации и служат исходным материалом для формирования направлений развития корабельного состава.

ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Основным результатом, который мы ожидаем получить в новых условиях, будет переход от ориентации строительства корабельного состава на борьбу с определенным и значительно более сильным в экономическом отношении вероятным противником таким, как США или страны блока НАТО в целом, к созданию флота, отвечающего экономическим возможностям страны. Он будет значительно меньше, чем ВМФ СССР, с относительно более развитой инфраструктурой и системой обеспечения и ориентирован на использование высоких технологий. В военном плане акценты будут смещаться от простого наращивания ударных возможностей к более широкому использованию комплексных информационных систем боевого управления и целеуказания с тем, чтобы повысить вероятность успешного применения оружия. С целью сокращения расходов на создание перспективных образцов оружия, вооружения и технических средств идет работа по сокращению номенклатуры специализированных образцов вооружения, более широкому использованию технических средств общегражданского назначения.

Как уже отмечалось, создание современного корабельного состава флота связано со значительными затратами, прежде всего на разработку перспективных систем военно-морского вооружения.

Традиционно, средства, направляемые в государственном бюджете на проведение НИОКР в военной области, поступают либо в форме обеспечения развития науки и технического (технологического) уровня страны в целом, либо в виде государственного оборонного заказа на предметы и услуги, производимые для государственных нужд. Основная доля бюджетных средств, обеспечивающих развитие НИОКР в интересах обороны, поступает исполнителям в форме государственного оборонного заказа через генеральных государственных заказчиков Министерства обороны и других силовых ведомств. Исполнителями этих работ становятся научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения или проектно-конструкторские организации оборонного комплекса промышленности, а контроль за их деятельностью на всех этапах выполнения работ осуществляется государственными заказчиками с помощью своего контрольно-приемного аппарата (центральные заказывающие управления, НИИ и военные представительства Министерства обороны).

Именно такая система выполнения НИОКР сложилась в нашей стране в течении почти полувекового развития отечественной оборонной промышленности и в целом позволяла решать задачи оснащения Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники. Однако с переходом на рыночные отношения в экономике и резким сокращением выделяемых на оборону средств ситуация заметно изменилась. При этом необходимо отметить, что хотя и не в таких масштабах как в России, но изменения, произошедшие в мировой экономике и политической обстановке в 90-х годах прошедшего века, все же потребовали корректировки условий проведения и финансирования НИОКР и в других странах, занимающих передовые позиции в области оборонных технологий.

Какие же основные параметры процесса разработки новых образцов вооружения приняли сегодня настолько неудовлетворительные значения, что позволяют говорить о необходимости радикальных изменений в сложившейся системе НИОКР? Казалось бы очевидной причиной, дающей ответ на этот вопрос, является обвальное сокращение объемов финансирования военных НИОКР и в целом Министерства обороны, произошедшее в нашей стране и в значительно меньших масштабах в других странах-производителях военной техники в начале 90-х годов. Однако при более внимательном рассмотрении этого вопроса такой ответ оказывается не совсем полным.

Начиная с 80-х годов, когда Военно-Морскому флоту начали передаваться головные корабли третьего поколения, наметился процесс интенсивного наращивания количества одновременно выполняемых НИОКР. При этом еще до всякого сокращения объемов финансирования стал остро ощущаться недостаток в темпах обновления широкой номенклатуры сначала второстепенного оборудования, а затем образцов оружия и вооружения, все заметнее влияющего на основные характеристики кораблей. Скорее всего, это явление стало результатом наложения двух одновременно развивающихся процессов. Первый из них характеризовался резким устареванием, вследствие ускорения темпов технического прогресса, широкой номенклатуры морского оборудования, разрабатывавшегося в период 50-70-х годов (технические средства главной энергетики и вспомогательных механизмов, судовые системы и устройства, запорная арматура, элементы обустройства помещений и корпуса, конструкционные материалы, лакокрасочные покрытия и др.). Другой процесс был также связан с основными параметрами технического прогресса и отражал лавинообразно растущие технологические возможности науки по созданию боевых и технических средств нового назначения (боевые системы управления, цифровые средства обработки информации, оптико-электронные системы и неакустические системы наблюдения, пусковые установки вертикального старта, конструктивные и технические средства технологии "Stealts" и др.) так, что общее количество новых образцов оружия и вооружения также резко возросло. Сокращение объемов финансирования, а также удорожание стоимости работ только усугубили эту ситуацию.

АПЛ «Гепард»

Таким образом, наиболее характерной особенностью современного этапа развития военно-морского вооружения и военного кораблестроения в целом является постоянно растущее противоречие между количеством открываемых и ведущихся НИОКР и общим объемом средств, выделяемых для их финансирования. Последствия этого противоречия некоторое время носили сдерживающий характер, отодвигая сроки завершения работ, увеличивая интервалы смены поколений новой техники, а порой и просто оставляя главного конструктора корабля перед необходимостью устанавливать на корабли технические средства "Времен очаковских и покоренья Крыма". Однако в самое последнее время по целому ряду перспективных образцов, поступление которых на флот на замену устаревающему вооружению предполагалось до 2005 года, ежегодные темпы финансирования стали принимать такие значения, которые не позволят не только исполнить планируемые сроки, но и вообще создание этих образцов может потерять всякий смысл в силу их устаревания уже в процессе разработки.

На протяжении последних лет делалось несколько попыток изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. К их числу можно отнести усилия заказчиков, связанные со стремлением сократить номенклатуру однотипных или близких систем вооружения за счет их унификации (в том числе межвидовой), прекращение разработок бесперспективных или же второстепенных тем, сокращение количества разработчиков, охваченных системой государственного заказа, или их укрупнение (поглощение) и т.п. Значительный вклад в решение обозначенной проблемы внесла совместная работа всех участников этого процесса по созданию ряда экспортоориентированных образцов и заключение контрактов на их поставку.

В современных условиях военно-техническое сотрудничество (ВТС) способствует преодолению экономического кризиса, сохранению и развитию военно-промышленного комплекса (ВПК). Участие МО РФ в процессе создания кораблей на экспорт позволяет проводить сбалансированную экспортную политику, обеспечивающую рациональную степень унификации отечественных образцов и их экспортных вариантов в рамках программ военного кораблестроения, что позволяет снизить себестоимость серийных образцов военно-морской техники на 15-20%. Кроме того, получение прибыли в рамках контрактов с инозаказчиками дает возможность разработчику выделить средства для финансирования ряда перспективных НИОКР.

И все же перелома в результате всех этих усилий добиться не удалось. Стало понятным, что это противоречие носит не временный характер, напрямую не зависит от объемов выделяемых средств и требует новых крупномасштабных системных решений. Подготовка и реализация таких решений должны затрагивать само понятие НИОКР, как формы инновационной рисковой деятельности, определение оптимального количества участников-исполнителей этих работ и общего числа одновременно ведущихся разработок по новому поколению кораблей, а также создание экономических условий на предприятиях для ведения по определенному кругу номенклатуры новых разработок за счет собственных средств и рыночных механизмов, обеспечивающих их реализацию на конкурсной основе. Очевидно, что в условиях постоянного роста цен на выполняемые НИОКР и действующих ограничений на бюджетные ассигнования данный подход станет единственным выходом, дающим возможность обеспечить такой темп сменности поколений военно-морской техники, который позволил бы создавать отечественные боевые корабли на уровне мировых достижений.

Другим важным направлением качественного развития корабельного состава Военно-Морского Флота в современных условиях является разработка и освоение системы непрерывной информационной поддержки эксплуатации кораблей на всем протяжении их жизненного цикла. Концепция такого рода систем зародилась и началась их реализация в передовых странах в начале 90-х годов. Сегодня это широко известное направление, получившее обобщающее название CALS-технологии. В настоящее время в мире действуют более 25 национальных организаций, координирующих вопросы развития CALS-технологий, в том числе в США, Канаде, Японии, Великобритании, Германии, Швеции, Норвегии, Австралии, а также в НАТО. В современном понимании CALS - это стратегия промышленности и государственных институтов, направленная на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих жизненный цикл в нашем случае кораблей и комплектующих их вооружения и техники с помощью специальных стандартов, реорганизации предпринимательской деятельности и передовых технологий. При этом основными этапами жизненного цикла кораблей являются:

  • разработка концепции, тактико-технического задания и проектирование;
  • подготовка производства, разработка технологических процессов и строительство;
  • проведение испытаний и принятие на вооружение;
  • эксплуатация, включая техническое обслуживание и ремонт;
  • модернизация;
  • утилизация.

Считается, что реализация CALS-технологии позволит производителям увеличить производительность труда, сократить издержки производства, повысить качество выпускаемой продукции. Не менее важное место в общем направлении CALS-технологии занимает также поддержка эксплуатационного этапа жизненного цикла корабля. Так, в части эксплуатации, обслуживания и ремонта кораблей CALS-система должна содержать указания по применению тех или иных комплектующих изделий, проверке их работоспособности, технологии выполнения отдельных работ, поиску и устранению неисправностей, проведению планового обслуживания, а также инструкции по эксплуатации, методики проведения испытаний и т.д., в том числе перечень необходимых расходных материалов и запчастей с их обязательной регистрацией и указанием путей восполнения. Таким образом, применение CALS-технологии должно поднять эксплуатацию кораблей на новый качественный уровень, прежде всего в части:

  • обучения персонала;
  • поддержки выполнения регламентных работ;
  • диагностики оборудования и поиска неисправностей;
  • автоматизированного заказа материалов и запасных частей;
  • планирования и учета ремонтных работ;
  • обмена данными между эксплуатационными службами и производителями оборудования.

В России, хотя и со значительным отставанием во времени от передовых индустриальных стран, на CALS-технологию начинают обращать внимание различные государственные структуры и предприятия промышленности. Так, в настоящее время создан Межведомственный Промышленный Совет по вопросам CALS-технологии. Его основными целями являются:

  • способствовать развитию российской индустриальной инфраструктуры по поддержке связей и согласованности работ в области CALS-технологии предприятий в целях повышения их эффективности;
  • выявлять и устранять возможные барьеры в продолжительном процессе внедрения CALS-стандартов, технологий и процессов.

В 1999 году распоряжением Министерства экономики России головной организацией по разработке и внедрению CALS-решений в оборонной промышленности назначен Научно-исследовательский центр CALS-технологий "Прикладная логистика", созданный группой ведущих исследовательских, испытательных центров и предприятий машиностроительных отраслей промышленности.

ТАРК «Петр Великий»

Вместе с тем, уже сегодня становится понятным, что внедрение CALS-технологий в нашей стране потребует решения не только целого ряда технических и технологических вопросов, но и достаточно серьезной культурной или, иначе говоря, ментальной проблемы. Это связано как с необходимостью освоения технологии безбумажной информатики, внедрения и исполнения системы специальных стандартов, так и иного отношения к организации технического обслуживания и ремонта, повседневного учета, накопления и последующего анализа текущей информации.

Не упрощает ситуацию и тот факт, что время на развертывание работ по внедрению CALS-технологии уже практически нет. Последние несколько лет на рынке военно-морских вооружений наиболее передовыми производителями предлагаются боевые самолеты и корабли, в том или ином объеме оснащенные элементами CALS-технологии. Это хорошо понимают и наши производители. Так, уже в течение около двух лет идет работа по разработке элементов CALS-технологии применительно к неатомным подводным лодкам и боевым надводным кораблям.

Действует соглашение между их разработчиками и производителями в Северо-Западном регионе, создана оперативная группа и в 1 ЦНИИ МО. Однако следует отметить, что всех этих усилий пока еще совершенно недостаточно, чтобы можно было надеяться на успех в ближайшем будущем. Потребуются еще значительные финансовые и организационные усилия, основная тяжесть которых, по-видимому, ляжет на ЦКБ-проектанты кораблей и заводы-строители. За этим последует очередь поставщиков основного оборудования. Большая работа предстоит в части нормативного обеспечения, отработки модели эксплуатации, по ряду других направлений.

Завершая изложенное, необходимо отметить, что над разработкой всего комплекса рассмотренных в настоящем докладе вопросов, определяющих облик и качественные параметры флота России XXI века напряженно трудятся руководящие органы и научно-исследовательские учреждения ВМФ. Строительство флота не только сложный, дорогостоящий, но и длительный процесс. Поэтому создание перспективных кораблей, корабельных систем вооружения и технических средств, которые мы рассчитываем увидеть в составе нашего флота за 2010 г., должно начинаться уже сегодня и вестись непрерывно.


  
BackTop