Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ??? ??????????? ??????????????? ???? ???
Home

Основы построения перспективного
автоматизированного комплекса связи
надводных кораблей

В.С. Никитин
начальник отдела НИЦ связи ВМФ
капитан 1 ранга, к.т.н., с.н.с.

В.А. Теняев
ведущий научный сотрудник
НИЦ связи ВМФ, к.т.н., с.н.с.

Рассмотрены основные аспекты, которые могут быть положены в основу при проектировании перспективного автоматизированного комплекса связи. Отмечены особенности и определены задачи перспективных комплексов связи.

Усложнение проблемы управления кораблями в дальней морской и океанской зонах потребовало создания новых средств и комплексов освещения обстановки, связи и автоматизации управления для каждого класса кораблей с учетом их тактико-технических характеристик.

Решение этих задач стало возможным только при комплексном подходе к созданию средств связи надводных кораблей (НК), который предусматривает объединение в единую организационно-техническую структуру средств связи корабля, составляющих основу автоматизированного комплекса связи (АКС) НК. Следовательно, под АКС корабля понимается совокупность техники связи, включающая антенно-фидерные устройства, устройства коммутации, каналообразующую аппаратуру, оконечные устройства, рабочие места операторов и устройства сопряжения со взаимодействующими системами.

Таким образом, АКС НК является организационно-технической основой системы связи и управления корабля и элементом системы связи и управления ВМФ. Очевидно, что эффективность АКС будет определять эффективность системы связи и управления корабля, а следовательно – и эффективность системы связи и управления ВМФ.

Основной целью создания перспективного АКС НК ВМФ является существенное улучшение оперативно-тактических и технико-экономических показателей перспективной системы связи ВМФ. При этом АКС необходимо рассматривать в качестве единой транспортно-информационной системы, предназначенной для обмена всеми видами информации в интересах системы связи и управления ВМФ в различных информационных направлениях, основными из которых являются:

  • информационное направление связи (ИНС) № 1 – связь и обмен данными с береговыми пунктами управления (БПУ);
  • ИНС № 2 – связь и обмен данными с кораблями соединения кораблей, а также с приданными и взаимодействующими НК и судами обеспечения;
  • ИНС № 3 – связь и обмен данными с авиацией берегового и корабельного базирования;
  • ИНС № 4 – связь с подводными лодками.

Создание перспективного АКС должно способствовать формированию единого информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие указанных элементов ВМФ между собой на базе совместной системы протоколов при эффективном использовании сетевых ресурсов.

При автономном функционировании раздельных сетей, ориентированных только на один из видов обмена, не обеспечивается эффективное использование остродефицитных ресурсов сети и оптимизация ресурсов обслуживания для совокупности всех видов трафика. Любые попытки передачи в одной из раздельных сетей других видов информации сопряжены с потерей ее эффективности.

При наличии в системе связи нескольких по видам обслуживания подсистем характерно неполнодоступное использование выделенных канальных ресурсов, что делает невозможным статистическое уплотнение интервалов пассивности в отдельных видах трафика. Кроме того, имеет место дублирование и, следовательно, непроизвольное использование в них функционально подобных аппаратных и аппаратно-программных средств. Данное обстоятельство закреплено в понятии присущей им и неустранимой при автономном развитии функционально-структурной избыточности.

Зарубежный и отечественный опыт построения военных и коммерческих систем свидетельствует в пользу высокой эффективности решения задачи построения перспективного АКС путем создания цифровой сети с интеграцией обслуживания (ЦСИО) с учетом военной специфики и особенностей. Концептуально облик перспективного АКС определяется предъявляемыми к нему оперативно-тактическими требованиями.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop