Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ?????????????? ?????? ?????????? ??????????? ??????????? ????????????
Home

Трансферт технологий в судостроительную промышленность

В.В. Тарасов
главный конструктор ОКБ «Авиаавтоматика»

Большой накопленный опыт авиастроителей в области разработки, производства и внедрения цифровых технологий можно использовать в судостроительной промышленности. Даны предложения по созданию регистратора с диагностикой нового поколения, позволяющего реализовать концепцию CALS-технологий по обслуживанию.

В настоящее время возросло количество аварийных ситуаций в воздухе и на море. Для расследования причин аварий и катастроф необходимо решить проблему создания единой системы регистрации полетных данных, в том числе приборов аварийной регистрации - регистраторов данных рейса (РДР) на морском и речном флоте. При этом необходимо учитывать и ужесточение международных стандартов. В частности, в декабре 2000 года Комитет по безопасности на море Международной морской организации (IMO) принял поправки к международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), предусматривающие оснащение РДР всех пассажирских и грузовых судов вместимостью 3000 рег. т. и более, построенных после 1 июля 2002 года.

Уже стало закономерностью, что источником высокотехнологичной продукции для многих отраслей служит авиапром. Не исключением являются и аварийные регистраторы, которыми отечественная авиация начала оснащаться с 1960 г. В узкий круг предприятий, которым тогда было поручено заниматься этой тематикой, входило Курское ОАО "Прибор". Несмотря на то, что после распада Советского Союза осваивать перспективную тематику "черных ящиков" ринулось множество небольших фирм, преимущество осталось на стороне предприятий с многолетним опытом.

Не случайно именно в Курске в мае 2004 г. проводилась научно-практическая конференция "Проблемы создания накопителей полетных данных", участниками которой стали практически все специалисты, работающие в этой сфере. Тем более, что ОАО "Прибор", в состав которого, кроме серийного завода, входит ОКБ "Авиаавтоматика", сумело сделать серьезный шаг вперед в разработке систем регистрации нового поколения.

В середине 90-х годов за содействием к курским специалистам обратилась микояновская фирма, столкнувшаяся с жесткими требованиями индийских ВВС, сделавших заказ на модернизацию большой партии истребителей МиГ-21бис, которые были оснащены (к сожалению, как и большая часть российских боевых самолетов) накопителями с устаревшими устройствами с магнитным принципом записи.

Кооперация, участниками которой, кроме РСК "МИГ" и ОКБ "Авиаавтоматика", стали Государственный институт авиационных систем (ГосНИИАС) и именитая французская компания "Дассо электроник" (ныне "Thales"), позволила создать аварийно-эксплуатационную систему КАРАТ-Б, регистрирующую и сохраняющую полетную информацию в цифровой форме на твердотельный носитель. Ее основное отличие состоит в том, что информация хранится в микросхемах флэш-памяти, защищённых бронированным корпусом.

Специалисты ОКБ "Авиаавтоматика" координировали работы по созданию и изготовлению системы регистрации, разработку технического задания, решение всех вопросов с заказчиком, выполняли разработку защищенного бортового накопителя ЗБН-21И, комплекса проверочной аппаратуры.

Эффективность разработанных в Курске накопителей прошла проверку на практике: после двух авиапроисшествий в Индии с модернизированными МиГ-21бис, одно из которых сопровождалось серьезным пожаром, на твердотельных накопителях родом из Курска была сохранена вся полетная информация.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop