Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ?????????? ??????????? ??????????????? ???? ???
Home

Самоходные автономные необитаемые подводные аппараты – прорыв в подводных технологиях

М.Р. Гизитдинова
доцент СПб ГМТУ, к.т.н.

Рассматриваются вопросы масштабного прорыва в подводных технологиях, связанного с появлением нового класса образцов подводной техники – самоходных автономных необитаемых подводных аппаратов (САНПА).

Появление и бурное развитие нового класса подводных технических систем – самоходных автономных необитаемых подводных аппаратов (САНПА) – можно с полным основанием отнести к заметным и масштабным явлениям второй половины ХХ – начала XXI века в военно-морской сфере. В области подводных технологий это настоящий прорыв, базирующийся на впечатляющих достижениях в микроэлектронике, создании высокоэнергоемких миниатюрных бортовых источников энергообеспечения и двигателей.

САНПА полностью автономны в энергетическом отношении и полностью (или почти полностью) – в информационном. САНПА, функционирующие в водной среде, можно считать полным аналогом беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), действующих в атмосфере. Различия в физических свойствах этих двух сред общеизвестны. Прежде всего, важно то, что плотность воды в 775 раз превышает плотность воздуха. Принципиально различаются и условия распространения физических полей (акустического, электромагнитного, электрического).

Сейчас пришло время рассматривать вопросы совместного использования летательных и подводных беспилотных аппаратов, т.к. прогнозируемый характер войны XXI века – всесредность (космос, атмосфера, поверхность моря, толща воды, морское дно). Синтезировать единую эффективную систему, состоящую из аппаратов, функционирующих в разных средах с существенно различающимися свойствами, безусловно, сложная проблема. Однако, многие ее аспекты уже прорабатываются теоретически и экспериментально.

Нужно сказать, что предпринимались попытки создать единый аппарат для двух сред – воздушной и подводной.

Двусредные аппараты

Развитие БПЛА и САНПА формально объединяло единое название общей для них научной дисциплины «гидроаэродинамика» или «аэрогидродинамика», изучающей силовое воздействие среды (водной и воздушной) на движущееся в ней тело. Неформально – создание современных беспилотных как летательных, так и подводных аппаратов стало возможным благодаря общему прогрессу в области создания миниатюрных компонентов бортовых систем (датчиков, источников энергии, двигателей).

Было несколько попыток создания аппаратов, способных двигаться как в воздухе, так и в воде, известны немногочисленные проекты двусредных аппаратов – летающих подводных лодок. Реализация подобной идеи обеспечивала бы скорейшую доставку сверхмалой ПЛ (СМПЛ) в район боевой операции по воздуху.

Рис.1. Конструктивная схема летающей подводной лодки
(патент США № 2720367, 1956 г.)
1 – гребной двигатель; 2 – гребной винт; 3 – вертикальный руль;
4 – прочная кабина с водителем; 5 – перископ;
6 – торпедный аппарат; 7– заборное сопло реактивного
двигателя с клапаном;
8– выхлопное отверстие реактивного двигателя;
9 – реактивный двигатель; 10 – гидролыжа

В 1956 г. был опубликован американский патент №2720367. Предполагалось, что летающая СМПЛ будет иметь небольшой прочный корпус для пилота и приборов. Движение под водой должно было происходить с помощью электродвигателя и убирающегося после взлета гребного винта. Взлет и посадку предполагалось осуществлять с помощью убирающейся в корпус гидролыжи, для полета использовать два реактивных двигателя, герметизируемых перед погружением, а в качестве оружия – одну торпеду (рис.1). Реальность создания летающей подводной лодки подтвердили исследования, проведенные фирмой Дженерал Дайнемикс Конвэр.

Широкую известность получила летающая подводная лодка американского изобретателя Рэйда. Вначале ему удалось построить небольшую действующую демонстрационную модель длиной 1 м. Затем, спустя почти 20 лет, Рэйд использовал традиционное соперничество между Воздушным и Морским ведомствами и сумел найти поддержку у моряков. Он выиграл объявленный конкурс и построил опытный образец «Commander», зарегистрированный в США как первая летающая подводная лодка. Одноместный пилотируемый двусредный аппарат длиной 7 м с дельтовидным крылом в воздухе перемещался с помощью двигателя внутреннего сгорания (65 л.с.), а в воде включался электродвигатель (1 л.с.).

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop