Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ?????????? ???? ?????????? ?????? ?????????? ????????
Home

От «потаенного судна» – до неатомных и атомных подводных лодок

С.Ф. Моисеенков
начальник управления
1 ЦНИИ МО РФ,
к.т.н.

С.Г. Маркевич
зав. редакцией журнала
«Морская радиоэлектроника»

В статье приводятся краткие данные об истории развития отечественных подводных сил.

Подводное кораблестроение в России началось задолго до создания отечественных подводных сил. Первую попытку соорудить подводную лодку предпринял изобретатель-самоучка подмосковный крестьянин Ефим Никонов. По указу Петра I в 1724 г. он построил и испытал в Санкт-Петербурге «потаенное судно». Однако до появления подводных лодок, обладавших реальными боевыми возможностями, потребовалось еще почти 200 лет. За это время в России было построено свыше 60 подводных лодок. Только две из них имели механические двигатели: лодка И.Ф. Александровского – пневматическую поршневую машину и лодка С.К. Джевецкого – электродвигатель, питавшийся от аккумуляторной батареи.

Профессиональное проектирование подводных лодок в России началось в ХХ в. В 1903 г. на Балтийском заводе была построена первая отечественная боевая подводная лодка «Дельфин». У истоков ее создания стояли: выдающийся кораблестроитель И.Г. Бубнов, инженер-механик флота И.С. Горюнов и первый командир «Дельфина» лейтенант М.Н. Беклемишев.

Рис.1. Первая боевая подводная лодка Российского флота «Дельфин»

К началу русско-японской войны в отечественном флоте «Дельфин» так и оставался единственной боевой лодкой. Внезапное начало войны, урон, нанесенный японцами русской эскадре, вынудили Морское министерство искать пути к восстановлению нарушенного равновесия на море. Одним из таких путей являлось срочное строительство подводных лодок. К концу войны их было уже больше двадцати. Строили лодки по отечественным и зарубежным проектам на Балтийском и Невском судостроительных заводах. Большую часть построенных и приобретенных за рубежом подводных лодок планировалось срочно перевезти на Тихий океан. До окончания войны на Дальний Восток по железной дороге успели перевезти 12 лодок. Они и составили первое боевое соединение – «Отдельный отряд миноносцев», базировавшийся во Владивостоке.

Первое боевое столкновение подводных лодок с кораблями противника произошло 29 апреля 1905 г.: «Дельфин», «Сом» и «Касатка» встретились с японскими миноносцами. В результате атаки, предпринятой командиром «Сома» лейтенантом князем В.В. Трубецким, поход японских кораблей к Владивостоку был сорван.

Первыми отечественными подводными лодками, способными вести наступательные действия в открытом море, стали лодки типа «Барс». Как и «Дельфин», создавались они под руководством И.Г. Бубнова. Это были в полном смысле слова полноценные боевые подводные лодки. Они имели водоизмещение 650 т, дальность плавания в надводном положении свыше 2000 миль, в подводном – 30 миль. Их вооружение состояло из 12 торпедных аппаратов.

Большим достижением отечественного подводного кораблестроения явилось вступление в состав Черноморского флота в 1915 г. первого в мире подводного минного заградителя «Краб». Созданный по проекту талантливого изобретателя М.П. Налетова «Краб» совершил два боевых похода с постановкой мин в самом горле Босфора. На его минах подорвалась турецкая канонерская лодка и, предположительно, немецкий крейсер «Бреслау».

Всего до революции в начале ХХ в. в России было построено 50 подводных лодок: 34 по отечественным проектам и 16 по зарубежным. 23 лодки были приобретены за границей.

К созданию советских подводных лодок приступили в 1926 г., когда в подводной секции НТК ВМФ под руководством ее председателя А.Н. Гарсоева начали проектировать первую советскую лодку типа «Д». Главным конструктором лодки являлся видный кораблестроитель Б.М. Малинин. На Балтийском заводе в Ленинграде и заводе им. Марти в Николаеве было заложено шесть лодок. Головная из них «Декабрист» вступила в строй в 1930 г.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop