Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ??? ???? ?????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Корабельные автоматизированные системы
боевого управления подводных лодок.
Проблемы и перспективы

Ю.А. Сухачев
руководитель направления работ НПО «Аврора»,
к.т.н.

В.И. Поленин
главный консультант направления работ НПО «Аврора»,
профессор,
действительный член АВН,
член.корреспондент РАЕН

Обсуждаются проблемные вопросы. Показан перспективный подход к формированию структурно новой, командной подсистемы автоматизированной системы боевого управления (АСБУ), реализуемой на основе создания автоматизированного рабочего места (АРМ) командира ПЛ.

Наименование и функциональная структура системы

В материалах статьи Е.С. Новикова, Я.А. Хетагурова «Некоторые вопросы развития системы управления боевыми действиями корабля» (Морская радиоэлектроника, 4 (14), декабрь 2005) обсуждается система управления боевыми действиями корабля (по контексту – подводной лодки), которая называется также, с различными вариациями, системой управления подводной лодкой и ее боевыми средствами и комплексной системой управления боевыми действиями подводной лодки, известной под названием боевой информационно-управляющей системы (БИУС). Вместе с тем, на приводимой схеме системы (рис. 1) показано, что на главный пульт управления боевыми действиями замкнуто управление и энергетической установкой, и электроснабжением, которые не относятся к объектам боевого управления.

Таким образом, имеет место терминологическая неопределенность. И нам представляется необходимым начать обсуждение с терминологии. Еще Р. Декарт сказал: «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

По поводу этих наименований обсуждаемых систем и их функциональной структуры необходимо отметить следующее.

Во-первых, термин «управление боевыми действиями» не совсем точно соответствует смыслу рассматриваемого вида управления, поскольку в теории и практике управления силами (войсками) он используется в смысле управления силами (войсками) при выполнении боевых задач. Здесь уместнее употреблять термин «боевое управление», которое точнее соответствует смыслу рассматриваемого вида управления и широко применяется на кораблях ВМФ.

Рис.1. Функциональная структура АСУ корабля

Во-вторых, боевое управление не распространяется и не должно распространяться на управление техническими средствами. Для ряда известных корабельных и судовых систем управления техническими средствами используется устоявшийся термин названия «комплексная система управления» (КСУ ТС).

В-третьих, между системой боевого управления (в том числе автоматизированной) и БИУС есть серьезное отличие.

Функции БИУС ограничиваются:

  • реализацией наборов расчетных задач специального математического обеспечения (СМО), которые предназначены для обработки информации и расчетной поддержки освещения обстановки и тактических действий ПЛ;
  • управлением периферийными объектами (управления).

Решение задач СМО осуществляется оператором БИУС по командам командира ПЛ и обеспечивает обработку данных от средств наблюдения, расчетное обоснование отдельных действий и выработку команд и параметров управления. Однако оценка обстановки, выработка замысла и принятие решения на эти действия интеллектуальной поддержкой со стороны БИУС не обеспечиваются.

Расширение функций от обработки информации, расчетной поддержки освещения обстановки и тактических действий ПЛ до оценки обстановки, выработки замысла и принятия решения командиром ПЛ связано с разрешением проблемы создания специальной системы информационной поддержки боевого управления (СИП БУ) с реализацией в АРМ командира ПЛ (АРМ-К). Итогом является формирование АСБУ, включающей БИУС и АРМ-К, а сочетание АСБУ и КСУ ТС приводит к формированию АСУ корабля (рис. 1).

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.



  
BackTop