Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ?????????? ??????????? ??????????????? ???? ???
Home

Проблемы комплексирования
и интеграции боевых систем и
технических средств при создании
кораблей нового поколения

И.Г. Захаров
начальник1 ЦНИИ МО РФ,
д.т.н., профессор

Рассмотрена проблема комплексирования и интеграции боевых систем и технических средств корабля нового поколения в единую боевую систему.

В современных условиях перспективы национального кораблестроения для каждого морского государства определяются не столько опытом и способностью осуществлять собственно постройку кораблей, сколько возможностью укомплектовать их широкой номенклатурой оружия, вооружения и технических средств. В этих условиях определяющим фактором национального строительства становится эффективность объединения вооружения и военной техники корабля в единую боевую систему.

Интеграция боевых систем и технических средств на корабле представляет собой многоплановый процесс, инициируемый не только необходимостью национального позиционирования военных флотов, как об этом было сказано выше. Она является также естественным следствием научно-технического прогресса, результатом развития промышленности, изменений в экономике и политике. Поэтому, рассматривая интеграцию вооружения и техники при создании нового поколения кораблей, целесообразно выделить, по меньшей мере, три аспекта этого процесса.

Как первый, и самый понятный для традиционных разработчиков аспект, можно отметить технологический – предполагающий такие инновационные технические решения, как создание интегрированных мостиковых систем, объединенных систем освещения обстановки и управления оружием, многофункциональных антенных устройств и т. п. Технической базой реализации этого направления являются цифровые технологии, а организационной основой интеграции – концентрация работ под руководством единого заказчика и их исполнение единым подрядчиком, несущим всю полноту ответственности за конечный результат. Следствием интеграции в рамках этого аспекта, в частности, становится сокращение номенклатуры и количества приборного оборудования на корабле, унификация радиоэлектронного оборудования и его пультов, ЗИПа, источников питания. Кроме этого, к ожидаемым результатам на этом уровне интеграции следует отнести переход к взаимодействию комплексов, систем и их элементов на основе общекорабельных систем обмена данными, а также к сопровождению эксплуатации всех изделий в течение их жизненного цикла. Точно также, средства связи должны обеспечивать коммуникативные потребности внутри корабля и между кораблями в едином информационном пространстве как по оперативным задачам, так и в повседневной деятельности (видеоконференции, электронная почта, телевидение, Интернет и т. п.).

Интегрированная мостиковая система малого артиллерийского корабля проекта 21630

Условия совершенствования технологии тесно связаны с государственной политикой, стратегией развития производства, складывающейся при этом конъюнктурой. В этой группе вопросов заключается второй аспект интеграции. Он, с одной стороны, отражает механизмы инновационной деятельности разработчиков морских вооружений и военной техники, а с другой – особенности развития судостроительной промышленности, включая вопросы ее реструктуризации, что, безусловно, влияет как на порядок формирования заказов, так и на организацию их выполнения.

Что касается первой из отмеченных сторон раскрываемого аспекта, то нужно отметить, что наиболее характерной особенностью современного этапа развития военно-морских вооружения и военного кораблестроения в целом является постоянно растущее противоречие между количеством открываемых и ведущихся ОКР и общим объемом средств, выделяемых на их финансирование. Последствия этого противоречия некоторое время носили сдерживающий характер, отодвигая сроки завершения работ и увеличивая интервалы смены поколений новой техники. Однако в самое последнее время по целому ряду перспективных образцов сложилась такая ситуация, когда ежегодные темпы финансирования стали принимать значения, не позволяющие выдержать планируемые сроки. Уже в процессе разработки создание этих образцов в силу их морального устаревания вообще может потерять всякий смысл. Радикальным решением в сложившейся ситуации может быть только существенное сокращение числа ведущихся по заказам флота ОКР. Эта задача решается по нескольким направлениям.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.



  
BackTop