Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ?????????? ???? ?????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Аппаратурное обеспечение
магнитной защиты кораблей,
использующих обмоточное размагничивание

Ю.Г. Брядов
начальник лаборатории ЦНИИ
им. акад. А.Н. Крылова,
к.т.н., с.н.с.

М.В. Фомичев
начальник сектора ЦНИИ
им. акад.А.Н. Крылова

О.Е. Мендельсон
старший научный сотрудник ЦНИИ
им. акад. А.Н. Крылова,
к.т.н.

Рассмотрена эволюция и совершенствование обмоточного размагничивания судов, связанные с развитием элементной базы, используемой в аппаратуре размагничивающих устройств, компенсирующих его магнитное поле.

Необходимость уменьшения магнитного поля кораблей возникла в связи с обнаружением его негативного воздействия на магнитные компасы.

Предложенный еще в 1866 г. англичанином Гопкинсом метод уменьшения магнитного поля ферромагнитных судов при размещении на них соленоидов, по которым протекает ток от гальванических батарей требуемой величины и направления, лег в основу электромагнитной компенсации магнитного поля судна, которая впоследствии стала называться обмоточным размагничиванием. Обмоточное размагничивание, наряду с другими методами снижения магнитного поля корабля (технологическими, включающими в себя определенную ориентацию судна при его постройке и соответствующий выбор материалов для его корпуса и оснастки, а также безобмоточным размагничиванием, предусматривающим электромагнитную обработку построенного судна), является одним из важнейших методов повышения магнитной защищенности судна и в настоящее время.

Данная статья рассматривает эволюцию и совершенствование обмоточного размагничивания судна, связанных с развитием элементной базы, используемой в аппаратуре размагничивающих устройств (РУ), компенсирующих его магнитное поле.

Аппаратура КДС

Особенно остро встал вопрос о снижении магнитного поля ферромагнитных судов в 20-х годах прошлого века в связи с совершенствованием неконтактных взрывателей магнитных мин и индукционных торпед. Тогда же были определены основные пути и намечены алгоритмы работы регуляторов, обеспечивающих компенсацию магнитного поля судна. В эти годы, а затем в последующие 30-е годы для решения вопросов, связанных с магнитной защищенностью корабля, за рубежом и в СССР были организованы крупные научные коллективы, которые на моделях судов, в доках и в натурных условиях производили исследования магнитного поля ферромагнитных судов и определяли трассы требуемых размагничивающих обмоток, прокладываемых в вертикальной, продольной и поперечной плоскостях судна. Эти обмотки РУ получили соответствующие названия: горизонтальной (ОГ), шпангоутной (КШ) и батоксовой (КБ).

В СССР крупных успехов при решении этих вопросов достигла группа сотрудников НФТИ под руководством А.П. Александрова (впоследствии президента АНСССР).

На основании изучения и анализа факторов, влияющих на магнитное состояние корабля, были выявлены три основные метода обмоточного размагничивания, позволяющие осуществить электромагнитную компенсацию его магнитного поля.

Различие этих методов классифицировалось в зависимости от способа получения информации о магнитном состоянии судна.

Если источником информации о магнитном поле судна служили датчики магнитного поля, устанавливаемые на нем, то принималось, что электромагнитная компенсация осуществляется по полю корабля (МПК). Если источником информации о его магнитном поле являлись сигналы от датчиков, измеряющих составляющие вектора магнитного поля Земли в координатах корабля, в большой степени определяющие магнитное состояние судна, то принималось, что управление осуществляется в функции магнитного поля Земли (МПЗ).

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.



  
BackTop