Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ???????????????????? ??????????? ????????????
Home

Опыт работы по обоснованию требований
к корабельным вертолетам.
Некоторые уроки

Гусев Г.А.
старший научный сотрудник, к.т.н.

К 100-летию со дня рождения основателя фирмы «Камов»
Николая Ильича Камова

Был такой случай. Произошел он на аэродроме в песках Средней Азии еще в советское время. Стояли там вертолеты Ми-24. Хищные стальные птицы, со всех сторон увешанные оружием. Почти все летчики имели опыт боев в Афганистане. Люди серьезные. А на краю аэродрома одиноко пристроилась необычная машина вроде бы тоже вертолетного семейства. Только какая-то странная. Короткая, высокая, с растопыренными ногами. С ней возилась бригада летчиков и техников, прибывшая сюда в командировку вместе с кургузым вертолетом. Этот аэродром оказался идеальным местом для испытания машины на пылеустойчивость. Бригада жила сама по себе, мало общаясь с местным народом. Однажды в столовой к столику с летчиками-испытателями подсел командир экипажа Ми-24. Поговорили, пошутили, как водится. А потом: «На чем вы летаете! Разве это боевая машина? Вот у нас боевые машины. Проверены в Афганистане!». Испытатель отвечает: «В Афганистане я не был. Тут я пас. А насчет вертолета нашего скажу, что на нем всегда собью тебя». Слово за слово, и дело приняло любопытный оборот. Заинтересовалось спором командование части. После серьезного разговора было принято решение провести показательный бой. На вертолетах установили фотокинопулеметы — не стрелять же всерьез! Время боя — выходной день. Собралось все население военного городка. По ракете вертолеты взлетели. Жаль, но рамки статьи не позволяют описать это потрясающее зрелище… Вначале кургузый ограничивался тем, что лениво уходил из под удара, а потом начал просто издеваться над противником.

Самым замечательным был финал. Когда машины сели, командир Ми-24 выскочил из кабины, подбежал к кургузому и, стуча ладонью по обшивке, громко закричал: «Покажите мне того, кто сделал эту машину! И покажите того, кто не пустил ее в Афганистан!»

Боевой корабельный вертолет Ка-28

Эта история произошла с корабельным вертолетом Ка-27. Сделал его коллектив Ухтомского вертолетного завода, носящего имя первого своего руководителя — Николая Ильича Камова. Недавно авиационная общественность отмечала 100-летие этого талантливого конструктора и замечательного человека. Ка-27 был задуман и сконструирован еще при жизни Николая Ильича. Потом эстафету принял Сергей Викторович Михеев, ныне — Генеральный конструктор завода, который и довел вертолет до состояния надежно работающей корабельной системы.

В этом эпизоде проявились, честно говоря, только некоторые летно-технические характеристики (ЛТХ) вертолета Ка-27. Современная боевая машина — это единый сплав всех его характеристик: и летно-технических, и характеристик оружия, и характеристик бортового оборудования, и пр., и пр. Недаром одно время было модно говорить «авиационный комплекс» Ка-27 или, скажем, Ту-16. Тем не менее, ЛТХ это хоть и не достаточное, но необходимое условие высокого качества боевой машины.

В целом, Ка-27 получился очень неплохим аппаратом. Его успех определился двумя факторами: блестящей работой коллектива фирмы «Камов» и качественным обоснованием тактико-технических требований (ТТТ) к вертолету, выполненным коллективом военных ученых.

Целью настоящей статьи является рассказ о некоторых уроках опыта обоснования ТТТ, которые и сейчас не утратили своей актуальности.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop