Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ????????????? ???? ???
Home

Когда с кораблем на борту
будет плавать его электронная модель?

О.Б. Шуляковский
Генеральный директор ОАО «Балтийский завод»

В.Е. Юхнин
Начальник-генеральный конструктор Северного ПКБ,
д.т.н., профессор

Рассмотрены организационно-технические подходы к автоматизации решения задач, возникающих при эксплуатации судов и кораблей, на основе использования их электронных моделей, доработанных в процессе строительства в соотвествии с требованиями CALS-технологий.

Главная особенность судостроительного производства до начала автоматизации состояла в том, что традиционно выпускаемые ранее на этапе рабочего проектирования чертежи на судно не содержали и не могли содержать всех необходимых размеров для изготовления деталей, узлов, секций и сборки корпуса в целое. Связано это было с тем, что из-за сложности геометрического представления формы корпуса в процессе «ручного» проектирования судна в конструкторском бюро пользовались лишь ее приблизительным заданием — теоретическим чертежом по 20 теоретическим шпангоутам, выполненным, чаще всего, в масштабе 1:50. Поэтому перед началом строительства на заводе создавался геометрический эталон формы корпуса судна — плазовая разбивка.

Первые попытки использования вычислительной техники для совершенствования подготовки производства были связаны с автоматизацией именно процессов вычерчивания плазовых разбивок и их согласования. Однако настоящая необходимость в использовании СВТ в КБ и на заводах появилась с появлением машин термической резки листового металла с ЧПУ — МТР «Кристалл». Невозможность ручной подготовки управляющих программ для данного оборудования и потребность в получении максимальной отдачи от оборудования с ЧПУ в вопросе повышения точности вырезаемых листовых деталей привели к созданию методов аналитической деталировки, в основе которых лежало понятие, которое в начальный период по смыслу соответствовало понятию электронный плаз, но в процессе своего применения получило название «математическая модель судна».

Основное назначение информационной электронной модели корабля

Именно жесткая необходимость создания математической модели судна для решения задач аналитической деталировки стала причиной более интенсивного, чем в машиностроении развития интеграции средств автоматизации этапов проектирования и подготовки строительства судов. И хотя на первых этапах организационно формирование модели судна чаще выполнялось на заводе с внедрением современных CAD/CAM систем форма судовых обводов и описание основного конструктивного насыщения модели стали формироваться в КБ параллельно с разработкой проекта, а полное описание всех конструкций корпуса и определение геометрии деталей — на судостроительных предприятиях. Такая организация работ позволяет в КБ на основании электронной информации о форме обводов и корпусных конструкциях решать задачи автоматизации проектных расчетов, проектирования судовых систем с разработкой совмещенных чертежей и автоматизации выпуска конструкторской документации в соответствии с теоретическими принципами «безбумажной технологии»; решение задач аналитической деталировки вне КБ дает заводу необходимую гибкость и оперативность в случаях внесения изменений в чертежи конструкций, а также позволяет привлекать к данному этапу работ контрагентов.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop