Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ?????????? ??????????? ??????????????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Интегрированные системы ориентации и навигации
для малых судов и катеров

В.Г. Пешехонов
директор ЦНИИ «Электроприбор», академик РАН

Л.П. Несенюк
начальник отдела ЦНИИ «Электроприбор», д.т.н.

Л.П. Старосельцев
начальник сектора ЦНИИ «Электроприбор», к.т.н.

Представлены интегрированные инерциальные/спутниковые системы ориентации и навигации, построенные на основе бескарданных инерциальных измерительных модулей с волоконно-оптическими гироскопами и миниатюрными акселерометрами. Рассмотрены особенности конструкции, результаты стендовых и морских испытаний, области применения.

Стремительное развитие спутниковой навигации и объединение инерциальных измерительных модулей (ИИМ) с приемниками глобальных спутниковых навигационных систем (ГСНС) дало возможность использовать недорогие миниатюрные инерциальные датчики низкой точности для создания высокоточных интегрированных систем ориентации и навигации (ИСОН). Разработанные в ЦНИИ «Электроприбор» два типа бескарданных ИИМ на основе отечественных волоконно-оптических гироскопов и миниатюрных акселерометров со встроенной электроникой отвечают необходимым требованиям по точности, массе, габаритам и стоимости для создания ИСОН, предназначенных для гидрографических и других малых судов и катеров. Два типа ИИМ отличаются друг от друга точностью и габаритами. В первом применены гироскопы диаметром 80 мм со случайным уходом менее 10 град/час, во втором — гироскопы диаметром 150 мм и случайным уходом менее 1град/час. В обоих ИИМ используются акселерометры c габаритными размерами Ж38х25 мм, имеющие погрешность менее 0,001м/с 2.

Первый тип ИИМ применен в системе, предназначенной для измерения параметров угловой и линейной качки гидрографического судна в процессе проведения детального промера в прибрежной зоне. Помимо обеспечения промерных работ, эта система используется также в качестве датчика в системе управления подводными крыльями скоростного катамарана. В обоих случаях спутниковые навигационные данные используются для исключения ошибок системы при маневрировании. На основе более точного ИИМ второго типа разработан гирогоризонткомпас, который предназначен для использования на глубоководном аппарате, малых судах и наземном транспорте. Вместе с приемником глобальной спутниковой навигационной системы он обеспечивает выработку всех навигационных и динамических параметров движения судна.

Глубоководный аппарат «Русь»

Инерциальные датчики и бортовой вычислитель

ЦНИИ «Электроприбор» имеет более чем полувековой опыт создания высокоточных инерциальных навигационных систем (ИНС) карданного типа, использующих гироскопы с электрическим, магниторезонансным и газодинамическим подвесами сферического ротора, а также двухстепенные поплавковые гироскопы. Эти системы, обеспечивающие автономную навигацию подводных и надводных кораблей, избыточны по точности, слишком дороги и сложны в обслуживании для использования их на малых судах и катерах. Это обстоятельство, а также впечатляющие успехи, достигнутые за рубежом в создании сравнительно недорогих и миниатюрных интегрированных инерциальных/спутниковых систем ориентации и навигации, определили необходимость создания аналогичных отечественных систем.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop