Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ????????????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Высокие технологии в кораблестроении:
механизмы разработки и внедрения

А.Ф. Шлемов
Начальник управления
кораблестроения ВМФ,
контр-адмирал

В статье проанализированы основные научно-технические проблемы российского кораблестроения и рассмотрены организационные аспекты механизма внедрения наукоемких технологий при создании перспективных кораблей и образцов морских вооружений.

В качестве причин кризисных процессов, протекавших в отечественном военном кораблестроении в 90-е годы прошедшего века, главным образом отмечаются внутренние экономические и политические факторы. Не подвергая сомнению эти утверждения, вместе с тем можно отметить, что зарубежное кораблестроение, оставаясь в рамках сложившихся ранее доктрин и концепций, в этот же период также стало испытывать определенные трудности.

Наиболее очевидной и общей для всех ведущих морских держав причиной этих затруднений, требующей кардинального изменения направления их военно-технической политики, стало окончание открытого военно-политического противостояния СССР и НАТО во главе с США и переход этого противостояния в экономическую сферу. При этом начали изменяться функции самого блока НАТО, обозначилась тенденция к большей самостоятельности и независимости его членов. Одновременно можно отметить проявление все более возрастающего интереса к наращиванию военно-морских сил стран, преимущественно азиатско-тихоокеанского региона, ранее не претендовавших на роль морских держав. Cтановление и развитие флотов в этих странах предполагается осуществлять, прежде всего, за счет импорта кораблей и военно-морской техники. Таким образом, в начале нового века обозначилась группа факторов военно-политического характера, оказывающих влияние не только на формирование военно-морской мощи России, но и на развитие флотов других морских государств.

Корвет нового поколения ВМФ России

Наряду с военно-политическими факторами в большей степени стали проявляться и факторы технико-экономического характера. Строительство и содержание военных флотов (особенно имеющих в своем составе атомные подводные лодки и авианосцы) всегда было достаточно «дорогим удовольствием». Поэтому утрата очевидной политико-экономической необходимости содержания больших флотов создала устойчивую тенденцию сокращения общего мирового тоннажа и количества боевых кораблей. На этот фактор накладывается также тенденция роста удельной стоимости единицы водоизмещения боевых кораблей в основном за счет удорожания оружия и радиоэлектронного вооружения.

Таким образом, проблема формирования сбалансированных по составу и экономически обоснованных флотов актуальна практически для всех военно-морских держав. В силу ряда объективных причин для России решение этой проблемы будет достаточно тяжелым и завершится к 2007—2010 г. Именно к этому сроку начнется вывод длительное время не обновляемых судостроительных производственных мощностей и элементов инфраструктуры флота по причине их физического износа.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop