Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ??? ??????????? ??????????????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Новый подход к формированию структуры
комплексной системы управления
корабельными техническими средствами

В.В. Войтецкий
генеральный директор ФГУП «НПО «Аврора»,
д.т.н., профессор

В.М. Корчанов
зам. ген. директора, д.т.н., профессор

С.Н. Сурин
зам. директора по ОК и НИР

Рассмотрен подход к формированию структурной организации комплексных систем управления корабельными техническими средствами, обладающей при снижении затрат на ее создание большими интеграционными способностями на уровне заказа в целом, а также высокими модернизационными возможностями для серии однотипных заказов при изменении в системах корабля или при замене аппаратных средств автоматизации.

В настоящее время на различных научно-технических форумах обсуждаются вопросы современного облика средств комплексной автоматизации управления функциональными комплексами подводных лодок (ПЛ), надводных кораблей (НК) и судов различных классов и назначения. Однако в последнее время основным «камнем преткновения» между Генеральным заказчиком и Исполнителем является стоимость создаваемых образцов вооружения и военной техники, особенно в условиях ограниченного госбюджетного финансирования и при постоянном стремлении Заказчика получить максимальную выгоду при минимальных вложенных затратах. Напомним, что и на страницах журнала [1] уже обсуждался этот вопрос с точки зрения рассмотрения структуры распределения затрат на создание комплексных систем управления техническими средствами (КСУ ТС) ПЛ и НК и определения возможных путей снижения стоимости средств автоматизации.

В настоящей статье предлагается обсудить одно из основных направлений снижения затрат на создание КСУ ТС — совершенствование ее структурной организации. Отметим, что структурная организация (техническая, алгоритмическая и топологическая структуры) систем управления (СУ), в том числе и комплексных, закладывается на ранних стадиях проектирования заказа в целом. Их построение зависит от многих факторов, таких как готовность основного оборудования к автоматизации (оснащенность источниками информации (ИИ) и исполнительными механизмами (ИМ)), уровень автоматизации основного технологического оборудования (соответствие ИИ и ИМ современному уровню средств измерений и автоматизации), топология размещения автоматизируемых технических средств (ТС) и постов управления ими, степень автоматизации заказа в целом и т.д. Все вышеперечисленные факторы во многом определяются на стадии выдачи технического задания (ТЗ) Гензаказиком на заказ и ТЗ Генпроектанта на КСУ ТС. В дальнейшем, учитывая временное смещение стадий разработки рабочей конструкторской документации по заказу в целом и на средства его автоматизации, а также желание судостроителя как можно быстрее начать освоение собственных средств и работ по строительству, какое-либо существенное изменение структурной организации КСУ ТС не представляется возможным без значительных финансовых затрат. Поэтому особенно актуальным является рассмотрение нового подхода к формированию структуры комплексной системы управления корабельными техническими средствами на стадии формирования ТЗ на новые или модернизируемые заказы ВМФ.

Глубоководный аппарат «Русь»

Анализируя развитие принципов построения КСУ ТС, определяющих их структурную организацию для кораблей различных классов, созданных за всю историю комплексной автоматизации, и методические основы их построения, можно выделить три этапа развития крупных систем управления функциональными комплексами технических средств (СУ ФКТС) корабля.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop