Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ???????????????????? ??????????? ????????????
Home

Военно-техническое сотрудничество России
в области кораблестроения
накануне войны с Японией 1904—1905 гг.

А.В. Гуров
«Рособоронэкспорт»

Ю.Л. Коршунов
1 ЦНИИ МО РФ, д.в.м.н., профессор

Рассмотрены особенности военно-технического сотрудничества при строительстве кораблей российского флота в период подготовки к войне с Японией 1904-1905 годов.

На рубеже ХIХ и ХХ веков в России в области военного кораблестроения было принято несколько программ: «переформирования» флота 1883—1902 гг., программа «усиленного» кораблестроения 1891-1895 гг. и «для нужд Дальнего Востока» 1898-1904 гг.

По всем трем программам строительство кораблей планировалось вести не только на отечественных заводах, но и за рубежом. Хотя основной объем работ и приходился на отечественные верфи, зарубежные заказы имели важное значение. Они не только обеспечивали численное увеличение состава флота, но, используя передовой опыт мирового кораблестроения, позволяли получать прототипы для последующей постройки аналогичных кораблей в России.

Так построенный в 1903 году во Франции фирмой «Форж и Шантье» в Тулоне эскадренный броненосец «Цесаревич» стал прототипом самой многочисленной серии отечественных броненосцев типа «Бородино». Все пять кораблей этой серии были построены в Петербурге. Построенный в 1902 году той же фирмой в Тулоне броненосный крейсер «Баян» явился прототипом серии из трех кораблей. В строй они вступили уже после войны. «Адмирал Макаров» строился во Франции, «Паллада» и «Баян», названные в честь крейсеров, погибших в Порт-Артуре, — в Петербурге.

Считавшийся лучшим бронепалубным крейсером русского флота «Богатырь» строился в Германии фирмой «Вулкан» в Штеттине. По его проекту в России было построено три корабля. Один из них — «Олег» успел принять участие в Цусимском сражении. По типу построенного в 1899 году в Германии фирмой «Шихау» в Эльбинге крейсера «Новик» Невский завод в Петербурге построил два корабля: «Жемчуг» и «Изумруд».

Броненосец «Цесаревич» на рейде Порт-Артура

Заказывались на зарубежных верфях и корабли, не получившие в дальнейшем серийного продолжения. К их числу следует отнести: эскадренный броненосец «Ретвизан» и крейсер «Варяг», построенные в США, в 1901 году и 1902 году, а также крейсеры «Аскольд» и «Боярин», построенные в 1902 году, соответственно в Германии и Дании.

Сотрудничество с зарубежным кораблестроением осуществлялось, как правило, и при строительстве кораблей на отечественных заводах. Проявлялось оно двояко: во-первых, в использовании иностранного опыта при проектировании кораблей, во-вторых, в заказе зарубежным фирмам брони, котлов, машин, электрооборудования, гидравлики и других корабельных систем.

Так, при проектировании броненосца «Наварин» в полной мере был использован опыт создания английских броненосцев «Нил» и «Трафальгар». Как и у английских прототипов, «Наварин» имел низкий, почти мониторный надводный борт. В его носовой и кормовой оконечностях были установлены две башни с 305-мм орудиями. В центральной части корабля размещался высокий каземат-цитадель с батареями скорострельных орудий калибра 152- и 47-мм.

В связи с ограниченными возможностями российской металлургии и машиностроительной промышленности обычным для отечественного кораблестроения являлся заказ зарубежным фирмам брони и различных корабельных систем. Например, для трех броненосцев типа «Полтава» большая часть брони была заказана американской фирме «Бетлхем айрон компани» и германской фирме «Крупп». Главные машинно-котельные установки для «Полтавы» и «Петропавловска» были заказаны двум английским фирмам «Хоторн Лесли» и «Хамфрейз и Теннант». Только «Севастополь» получил отечественную машинно-котельную установку, изготовленную Франко-Русским заводом в Петербурге. Аналогичным образом для крейсеров типа «Аврора» — «Диана» и Паллада», броня заказывалась французскому заводу «Шатильон Коммантри». Подобных примеров можно привести много.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop