Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
???????? Prysmian. ???????????? ??????? ???????????????????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Современное состояние и тенденции развития архитектурно-компоновочных решений, внедренных на боевых надводных кораблях

В.Е. Юхнин
начальник — генеральный конструктор Северного ПКБ, д.т.н., профессор

В.И. Никольский
ведущий научный сотрудник 1 ЦНИИ МО РФ, д.т.н., с.н.с.

Проанализированы характеристики внешней архитектуры современных и перспективных кораблей зарубежных стран. Определены перспективные архитектурно-компоновочные решения, имеющие определенный технический риск.

Развитие архитектурных форм современных боевых надводных кораблей (БНК) на современном этапе определяется двумя основными факторами: внедрением архитектурной защиты (АЗЩ) от обнаружения системами разведки и целеуказания, а также мореходностью БНК.

Для современного развития средств вооруженной борьбы на морских театрах, по-прежнему, характерен принцип: «обнаружен — значит, уничтожен». По этой причине продолжается напряженная борьба средств маскировки надводного корабля и его средств обнаружения. Появление воздушно-космических систем разведки и целеуказания в 60-х гг., казалось бы, привело к окончательной победе средств обнаружения над средствами маскировки и поэтому для кораблей, спроектированных в 60-70-х гг., характерно практически полное пренебрежение защитой от технических средств обнаружения. Защита рассматривалась лишь активная — усиление количества и качества оружия и средств РЭБ. Корабли имели развитые надстройки со значительным количеством вращающихся антенных постов, открыто расположенных ПУ ракетного оружия и АУ.

Развитие ПКР с РЛГСН привело к необходимости увеличения корабельных средств борьбы с ними. В качестве таких средств рассматриваются ЗОС и средства РЭБ, эффективность которых во многом зависит от ЭПР корабля. Поэтому первоначально выполнялись мероприятия по общему снижению ЭПР за счет первых мероприятий по АЗЩ.

Проведенные исследования в тот период показали, что c точки зрения вклада в ЭПР различных частей корабля можно рассматривать следующие его основные элементы: корпус, надстройку, надпалубные элементы вооружения (включая антенные устройства). Вклад в ЭПР каждого из этих элементов различен: для корпуса он составляет 13-25%, надстройки — от 7 до 30%, надпалубных элементов вооружения до 80%. Проведенные расчеты и опыты (угол места 5 градусов, длина волны 35-45 см) показали, что влияние формы корпуса корабля значительно. Так, при развале борта на угол от 8 до 10 градусов возможно снижение ЭПР на траверзных курсовых углах в 2-5 раз по сравнению с обычным кораблем, а при завале бортов на тот же угол эта величина может достигнуть >10 раз.

Поскольку надпалубные элементы вооружения вносили наибольший вклад в ЭПР корабля, то значительное внимание было уделено сокращению этих элементов за счет унификации и стандартизации систем оружия и вооружения с целью сокращения номенклатуры пусковых установок, боезапаса и информационных систем (в том числе и систем освещения обстановки и управления) на базе унификации стандартов информационного обмена. При отсутствии унификации, особенно в РЭВ, постоянно шел процесс увеличения его доли в объеме полезной нагрузки корабля и следовательно к уменьшению доли оружия корабля что, в свою очередь, либо вело к уменьшению доли оружия корабля, росту его водоизмещения, а также к увеличению числа антенных поясов. В табл. 1 указанная динамика приведена применительно к отечественным кораблям, спроектированным в 60-90-х гг.

Единственным путем сокращения числа антенных постов является интеграция различных систем вооружения корабля в многофункциональную систему управления (МФСУ), подобно тем, которые создаются для современных боевых самолетов. Только в этом случае произойдет значительное сокращение числа АП РЭВ.

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop