Российский судостроительный портал / Превая страница
Журнал Морская радиоэлектроника  / Первая страница
??????????? ???????? ????????????????? ?????? ?????????? ????????
Home

Метод оценки надводных архитектурных форм
современных боевых надводных кораблей

А.В. Архипов
начальник управления 1 ЦНИИ МО РФ,
к.т.н., с.н.с.

Разработан методический аппарат для оценки эффективности внедрения элементов технологии «Stealth» в архитектуру верхней полусферы боевых надводных кораблей.

В настоящее время в развитых кораблестроительных державах проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по изучению влияния различных архитектурных форм и особенностей построения корпусов боевых надводных кораблей (БНК) на свойства корабля: скрытность, заметность по параметрам физических полей и, прежде всего, вторичному радиолокационному полю.

К основным направлениям таких работ следует отнести исследования внедрения технологии «Stealth», а также связанные с этим исследования нетрадиционных форм корпуса, главной целью которых является улучшение скрытности БНК. Основные вопросы, связанные с данной проблематикой, изложены во многих источниках, но в наиболее концентрированном виде и с примерами реализации в конкретных кораблях только в [1]. Однако оценка целесообразности и эффективности внедрения этих технологий на ранних стадиях проектирования, и в частности на САПР, может быть произведена только при применении математического аппарата, который в указанной работе отсутствует.

Известно, что вероятность обнаружения и правильная классификация корабля бортовыми РЛС самолетов (основное средство разведки на море) зависит от многих факторов, в том числе от величины ЭПР, характера РЛО и др. Величина ЭПР корабля зависит от курсовых углов и в горизонтальной плоскости может характеризоваться не только ЭПР, но и диаграммой вторичного излучения (ДВИ). Максимума она достигает на траверзных курсовых углах DБ, превышая ДВИ на других углах DП в 5—20 раз.

При этом если удастся создать ДВИ с ярко выраженной формой «крест», то в идеальных условиях боковые лепестки будут достаточно узки. Тогда при скорости полета самолета более 100 м/с, времени обзора его РЛС около 0.5 - 3 c (например у РЛС AN/APS-145 самолета E-2C время обзора 3с) и пересекающемся курсе по отношению к кораблю вероятность обнаружения корабля самолетом Робн, при его пересечении одного из лепестков диаграммы ЭПР может быть весьма низкой. Поэтому, зная ДВИ излучения корабля, пеленг на разведчика можно тактическим маневрированием уклониться от обнаружения, если при этом разведчик идет пересекающимся или параллельным курсом [1]. В ином случае — курс самолета на корабль, при обнаружении ко рабля (соединения кораблей) с диаграммой типа «крест» (их идентичности), можно обеспечить затруднение классификации корабля (выбор главной цели).

<•••••>

Полностью эту статью Вы можете прочитать в печатном номере журнала.


  
BackTop